Польша XVI-XVIII век | Разновидности | Сабли продажа, изготовление на заказ
 

Кавказские сабли


Кавказские сабли схожи с персидским шамшером: клинок узкий, большой кривизны, плавного изгиба. Рукояти кавказских сабель тонкие, с небольшой крестовиной и головкой. Ножны деревянные, оклеены кожей. Прибор ножен обычно состоит из двух металлических обоймиц с кольцами и нередко наконечника.

На Кавказе было распространено несколько видов сабель. Они украшались и отчасти изготовлялись по национальным, исторически сложившимся образцам, по орнаменту сабель в большинстве случаев можно определить место их производства.

Легкая кавказская сабля имеет очень широкий короткий клинок слабой кривизны с долами и очень острым концом. Рукоять с черенком плоскоовального сечения, постепенно суживающимся к головке, которая делается в форме звериной головы с раскрытой пастью. Крестовина маленькая, иранского типа. Ножны деревянные, оклеены кожей, с прибором иранского образца.

Тяжелая кавказская сабля имеет широкий тяжелый длинный клинок, нередко с долами и елманью, массивную костяную или роговую рукоять с набалдашником в форме птичьей головы и большой массивной крестовиной. Ножны большие, плоские с тяжелым прибором, у наконечника обычно делается гребень.

Расцвет изготовления грузинских сабель приходится на 16-17 века. В их монтировке широко применялась чеканная медь, гравированное или гладкое серебро. Орнамент сабель — растительно-стилизованный, преимущественно состоящий из виноградных гроздьев. В 18-19 веках ножны грузинского боевого оружия — сабель, шашек, кинжалов — обычно оклеивались кожей или сафьяном, иногда бархатом. Некоторые грузинские сабли 17-18 веков имели скорее парадное предназначение, нежели боевое. Рукояти этих сабель с замкнутой полукруглой головкой имели очень сильный наклон назад, который не позволял эффективно использовать оружие в бою. На ножнах сабель прикреплялась колоколообразная юбка из сафьяна или обтянутая бархатом. Прибор обычно делался из прорезного и чеканного серебра, иногда с позолотой.

Хевсурские сабли (Хевсуретия — область в Восточной Грузии) в большинстве случаев относятся к типу легких кавказских сабель. Накладки на рукояти и ножнах и орнамент на них такие же, как и у хевсурских палашей.

В Армении были распространены легкие кавказские сабли, а также персидские шамшеры с характерным геометрическим орнаментом на приборе рукоятей и ножен. В центре орнамента армянских сабель расположены ромбовидная розетка, составленная из спирально извивающихся линий, и изображение животных (тигров или львов).

Азербайджанские сабли делаются по типу легких кавказских и персидских шамшеров. Обычно их металлический прибор украшается крупным густо расположенным растительно-цветочным орнаментом, исполненным золотой или серебряной насечкой. Особенностью этого орнамента является ярко выраженная стилизация его элементов и некоторая асимметричность. В Азербайджане были распространены и тяжелые кавказские сабли, украшавшиеся обычно золотой или серебряной насечкой. В азербайджанском орнаменте сильны элементы мусульманского искусства: арочные мотивы, редкие сильно стилизованные лепестки на извивающихся ветках, заключенные в своеобразных картушах.

В Дагестане были широко распространены легкие кавказские сабли с клинком иранского типа. Эти сабли, особенно изготовленные в Кубачах, отличаются исключительной пропорциональностью составных частей и большим изяществом форм и украшений. Кубачинские мастера используют разнообразные технические приемы украшения оружия. Это — простая и глубокая гравировка, чернь, позолота, канфарение, насечка, резьба, сочетание которых придает оружию исключительно нарядный и богатый вид. В основе одного из кубачинских орнаментов — «тутта» — лежит прямой длинный стебель с симметрично отходящими от него по обе стороны короткими прямыми или изгибающимися ветками, усаженными лепестками и цветками. Эти элементы имеют определенную стилизованную форму, количество их не превышает двух десятков, но применяются они в настолько разнообразном сочетании, что создается впечатление неповторимости рисунка.

Другой основной кубачинский орнамент — мархарай — имеет в своей основе извивающийся длинный стебель, от которого отходят по сторонам ветки, полные цветов. Орнаментами тутта и мархарай обычно покрывали всю украшаемую поверхность.

Два менее распространенных орнамента москов-накыш (московский рисунок) и сита (от русского слова «сито») появились в Кубачах в 16-17 веках с развитием русско-кавказских отношений. Москов-накыш (или представляет собой кустик или ветку, усаженные обычными кубачинскими лепестками и цветками, с использованием декоративных элементов русского орнамента. Орнамент «сита» представляет собой мелкую сетку из взаимно перекрещивающихся параллельных линий, между которыми вписывают точки, галочки и мелкие цветы.